Перекрёстки физики, химии и биологии

Как появляется замысел книги? Мне кажется, что он вынашивается в течение всей сознательной жизни автора и ждёт того дня, когда автор придёт к выводу, что такая книга необходима не только ему, но и другим. Для меня это был день, когда на уроке физики я предложила своим десятиклассникам ответить на вопрос: какие вы знаете основные законы, объясняющие явления природы, и почему считаете их основными? Мне хотелось знать, достаточен ли у моих выпускников запас тех знаний, которые, оставшись навсегда, перейдут в убеждения и помогут им обосновывать свои взгляды на мир.
Ответы моих учеников меня мало утешили. В качестве основных законов природы большинство из них перечислили все законы, которые им встречались на уроках физики. Я попросила моих коллег — учителей химии и биологии — предложить такой же вопрос десятиклассникам параллельных классов на своих уроках. Как и ожидалось, на их уроках были соответственно перечислены законы химии или биологии. Ребята выделили основные законы природы в зависимости от урока в школьном расписании: на уроке физики ими оказались законы Паскаля, Архимеда, закон сохранения энергии, закон Ома и т. д.; на уроке химии — закон сохранения массы вещества, периодический закон, закон Авогадро; на уроке биологии — закон естественного отбора, законы Менделя. Десятиклассники не понимали, что к основным законам природы следует отнести наиболее общие законы, изучаемые различными науками.
Например, закон сохранения и превращения энергии является основой для объяснения явлений, которые изучаются и механикой, и молекулярной физикой, и термодинамикой, и электродинамикой, и химией, и биологией. На основе этого закона можно объяснить законы Джоуля — Ленца и Ома, правило Ленца, поставленные выпускниками в один ряд с законом сохранения энергии. На первый взгляд может показаться, что ничего страшного нет в том, что ученики не могут назвать основные законы природы. Но ведь это означает, что выпускники не понимают роль этих законов в объяснении явлений и фактов, изучаемых на уроках, не обращаются к ним при объяснении физических, химических, биологических явлений; знания о природе у них состоят из множества фактов, явлений, формул, правил, не объединённых на единой основе.
Книга и написана с целью оказать помощь при работе над объединением знаний, полученных на уроках физики, химии, биологии, вокруг основополагающих понятий этих наук, понятий, которые входят в состав ядра естественных наук, в «золотой фонд» естественнонаучного образования, составляют знания, которые помогут молодому человеку создать единый взгляд на мир».
Издательство : 
Просвещение
Формат: 
PDF
Размер: 
8 МБ
Год : 
1986
Язык: 
Просвещение
Страниц: 
136